Вопрос-ответ

1.1. Жилищный надзор выполняет функцию поддержания баланса частных и публичных интересов

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 сентября 2010 г. N 6464/10

Государство, исходя из баланса частных и публичных интересов, в нормативном порядке определило уровень состояния жилых домов, который необходимо поддерживать за счет средств собственников силами управляющих компаний, и создало орган, компетентный контролировать соблюдение установленных требований, государственную жилищную инспекцию.

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 июня 2013 г. N Ф07-3763/13 по делу N А44-6014/2012

Государство, исходя из баланса частных и публичных интересов, в нормативном порядке определило уровень состояния жилых домов, который необходимо поддерживать за счет средств собственников силами управляющих компаний, и создало орган, компетентный контролировать соблюдение установленных требований, - государственную жилищную инспекцию.

1.2. Государственный жилищный контроль осуществляется в интересах потребителей

Определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 16 апреля 2013 г. N АПЛ13-138

Государственный контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Осуществление такого контроля отвечает интересам потребителей

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 ноября 2013 г. N Ф07-8495/13 по делу N А21-2425/2013

Указанная часть статьи 20 ЖК РФ [ч. 4.2 ст. 20 ЖК РФ] расширяет проверочные основания, указанные в части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ. Тем самым может пресекаться либо предупреждаться нарушение прав потребителей.

1.3. Должности жилищных инспекторов могут быть не указаны в реестре должностей государственной службы региона

Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 23 апреля 2014 г. N 48-АПГ14-4

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно осуществляют полномочия по региональному государственному жилищному надзору, определяя перечень должностных лиц органов государственного жилищного надзора и круг обязанностей этих лиц в соответствии с административным регламентом и должностными инструкциями.

То обстоятельство, что главные инспекторы и старшие инспекторы не поименованы в реестре должностей государственной службы [региона], само по себе не свидетельствует о неправомерности их включения в перечень должностных лиц, ведающих вопросами государственного контроля в указанной выше области [жилищный контроль].

1.4. Проведение внеплановых проверок управляющих организаций не является муниципальным жилищным контролем

Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 января 2014 г. N Ф04-8753/13 по делу N А03-11844/2013

Суд обоснованно пришел к выводу о том, что проведение внеплановой проверки в рамках осуществления муниципального жилищного контроля имеет различные основания, объекты, цели и результаты с внеплановой проверкой деятельности управляющей организации в рамках части 1.1 статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Муниципальный жилищный контроль осуществляется в отношении муниципального жилищного фонда, а проведение внеплановой проверки деятельности управляющей организации не ограничивается определенным видом жилья. По результатам муниципального жилищного контроля органы муниципального жилищного контроля наделены правами обращения в суд, а также вправе принять иные меры, предусмотренные Законом N 294-ФЗ, в то время как по результатам проведения внеплановой проверки деятельности управляющей организации уполномочены лишь созвать собрание собственников помещений.

1.5. Срок для обращения органов государственного жилищного надзора в суд с заявлением о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, составляет шесть месяцев

Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за 2 квартал 2013 г. (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20 ноября 2013 г.)

Право органов государственного жилищного надзора на обращение в суд с заявлением о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, и о признании договора управления данным домом недействительным закон связывает с выявлением указанных нарушений, а не истечением срока исполнения предписания об их устранении.

Шестимесячный срок исковой давности для обращения органов государственного жилищного надзора в суд с заявлением о признании договора управления многоквартирным домом недействительным в случаях выявления нарушений порядка создания товарищества собственников жилья, выбора управляющей организации, утверждения условий договора управления многоквартирным домом и его заключения подлежит исчислению с момента выявления в ходе проведённой государственным жилищным надзором проверки указанных нарушений.

Обзор судебной практики по гражданским делам по материалам апелляционной инстанции и делам об административных правонарушениях Саратовского областного суда за первое полугодие 2014 г.

Срок для обращения органами государственного жилищного надзора в суд с заявлением о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, и о признании договора управления данным домом недействительным ЖК РФ не определен, в связи с чем в соответствии с ч. 1 ст. 7 ЖК РФ (аналогия закона) необходимо применять положения ч. 6 ст. 46 данного Кодекса.

Шестимесячный срок исковой давности для обращения органов государственного жилищного надзора в суд с заявлением о признании договора управления многоквартирным домом недействительным в случаях выявления нарушений порядка создания товарищества собственников жилья, выбора управляющей организации, утверждения условий договора управления многоквартирным домом и его заключения подлежит исчислению с момента выявления в ходе проведенной государственным жилищным надзором проверки указанных нарушений.

1.6. При коллизии общих норм ГК РФ о собраниях и жилищного законодательства следует применять жилищное законодательство

Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22 декабря 2014 г. N Ф04-11721/14 по делу N А45-853/2014

При наличии противоречий между общими нормами, содержащимися в главе 9.1 ГК РФ, и специальными нормами жилищного законодательства, регулирующими порядок оспаривания решений общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме, применению подлежат последние.

Таким образом, общие положения, содержащиеся в статье 181.5 ГК РФ, не подлежат применению в рассматриваемом споре, так как статьи 20, 46 ЖК РФ определяют круг лиц, имеющих право оспорить решения собрания собственников помещений в многоквартирном доме, а также условия удовлетворения такого требования судом.